Индийские танцы

Индийские танцы – это лишь красочные костюмы, яркий макияж, стремительные движения, изящные позы и жесты? Или, быть может, что-то еще? Многие скажут, что индийские танцы – это те постановки, которые мы можем увидеть в кинематографе (ведь индийское кино без танцев – не кино!). Однако, к счастью, индийский танец – понятие более многогранное; это целый мир, неразрывно связанный с музыкой, пением, театром, литературой, религией и философией.

Прежде всего, нужно отметить, что системы классического танца существуют только в трех национальных культурах: индийской, испанской (фламенко) и европейской (балет, зародившийся изначально во Франции). Индийский классический танец имеет древнюю историю. В индийской традиции танец не может рассматриваться отдельно от пения и музыки, вместе три искусства образуют систему сангит. Сливаясь воедино, пение, музыка и танец должны выражать одну и ту же расу, особую эстетическую эмоцию, и тем самым передавать её зрителю, делать его сопричастным, заставить сопереживать представленному на сцене. По традиционным представлениям, дыхание – прана – является носителем божественного в человеке. Дыхание дает человеку голос, звук в нем проявляется наиболее естественно и спонтанно. Поэтому считается, что музыка подражает человеческому голосу, пению. В свою очередь, танец следует за музыкой. Танцор всем своим телом выражает музыку, он сам является как бы музыкальным инструментом. В индийском классическом танце уделяется внимание всему: движения бровей, глаз, губ, рук и ног должны быть выверены и точны.

Что же значит классический танец? Это танец, имеющий выработанный канон, устоявшуюся традицию исполнения. Принято считать, что трактат полулегендарного мудреца Бхараты «Натьяшастра» (II в. до н.э. - II в н.э.) заложил основы хореографического искусства в Индии. В «Натьяшастре» были впервые описаны каноны искусств танца, музыки и драмы. В период Средневековья практически во всех регионах Индии были созданы трактаты о правилах танца, которые в большинстве опирались на законы, изложенные в «Натьяшастре».

Самым древним этапом развития танцевального искусства в Индии принято считать храмовый этап, когда танец был неразрывно связан с ритуалом и богослужением. В танце рассказывались истории богов, а танцоры-рассказчики назывались катхаками (катхака - буквально «тот, кто рассказывает историю»).

Однако с приходом в Индостан мусульман отношение к музыке и танцам изменилось. Так начался второй этап – придворный. Культура храмового танца стала постепенно сходить на нет, в то время как развивалась культура придворного танца. Многие танцоры и музыканты были вынуждены покинуть северные районы Индии и перебраться на юг. Это не значит, что северная танцевальная традиция вовсе прекратила свое существование, скорее, она органично вобрала в себя влияние Персии и Передней Азии.

Современный этап (с начала ХХ в.) называют сценическим. Танец теперь обособлен и воспринимается как отдельный вид искусства, хотя до сих пор, чтобы стать хорошим танцором в Индии, нужно быть еще и музыкантом, и певцом, и актером, и даже немного поэтом. После обретения Индией независимости в 1947 г. были основаны разные институты и колледжи, где ведется преподавание музыки, танцев и драмы. Поэтому в настоящее время изучение танцев является частью высшего образования.

В настоящее время среди классических танцев Индии принято выделять:

  • - катхак (Северная Индия: штаты Уттар Прадеш, Раджастхан, Мадхья Прадеш, Чхаттисгарх);
  • - манипури (штат Манипур);
  • - одисси (штат Орисса);
  • - кучипуди (штат Андхра Прадеш);
  • - мохиниаттам (штат Керала);
  • - бхаратнатьям (штат Тамилнад);
  • - катхакали (штат Керала).

Иногда выделяется еще и восьмой стиль – чхау (штаты Джхаркханд, Западная Бенгалия, Орисса). Некоторые другие региональные танцы также претендуют на звание классических, но пока еще не получили этот статус (например, танец саттрия из штата Ассам или танец гаудия нритья из Западной Бенгалии).


Cмотрите также:








Новые публикации:

Наши партнеры

Посольство Индии в Москве    Генеральное Консульство Индии в Санкт-Петербурге

СПбГУ
Индийский Информационный Центр
Язык: Русский,  English