Изучение Древней Индии

Преподавание индийских языков и литературы в Санкт-Петербургском университете началось в 1836 г, когда для чтения лекций по санскриту и сравнительному языкознанию был приглашен Р. Х. Ленц. (1808-1836), но систематическое изучение индийской филологии началось уже после создания Факультета Восточных Языков и открытия на нем кафедры индийской филологии (1858 г.).

Первым преподавателем кафедры стал К.А. Коссович (1814-1883). Ввиду отсутствия в России пособий для начального изучения санскрита он отобрал и осуществил издание некоторых памятников санскритской литературы, таких как «Легенда об охотнике и паре голубей» (1857) и «Савитри» (1861).

Среди студентов, занимавшихся под руководством профессора Коссовича, был Иван Павлович Минаев (1840-1890), который может считаться истинным основателем Санкт-Петербургской индологической школы. В 1862 г. он окончил ФВЯ по китайско-маньчжурскому разряду и посвятил свою деятельность изучению буддизма. Желание исследовать первоисточники побудило И.П. Минаева к занятиям санскритом: сначала в Университете, у проф. Коссовича, а потом и за границей (1863-1868). В 1869 г он был единогласно избран штатным доцентом кафедры санскритской словесности. В 1874–1876, 1879–1880 и в 1885–1886 годах И.П. Минаев совершил три путешествия по Индии, Цейлону и Бирме. В своих путевых заметках и дневниках И.П. Минаев живо рисует ситуацию, сложившуюся в различных регионах Индии, отмечает настроения индийской интеллигенции. Интерес к современному положению Индии побудил его собирать и публиковать сказки на новоиндийских языках.

Буддологические исследования продолжили ученики И.П. Минаева - С.Ф. Ольденбург (1863 – 1934), подготовивший к изданию серию буддийских памятников «Bibliotheca Buddhica», и Ф.И. Щербатской (1866 – 1942), чьи труды по буддийской логике получили всемирную известность. На протяжении сорока лет Ф.И. Щербатской преподавал в Петербургском-Ленинградском университете и поставил преподавание санскрита на основе сочетания традиционных индийских методов с методами европейской науки. Под его редакцией в 1923 году был опубликован учебник Г. Бюлера «Руководство к элементарному курсу санскритского языка», который до настоящего времени остается основным учебным пособием по санскриту на начальной стадии обучения.

К сожалению, необходимо отметить, что после кончины Ф.И. Щербатского его школа практически прекратила свое существование. В советской науке было распространено представление о санскрите как о «поповском языке»; в 30-е годы по обвинению в ведении шпионской деятельности был разгромлен организованный по инициативе Ф.И. Щербатского Институт буддийской культуры, а все его видные сотрудники были арестованы. Фактически единственным специалистом по древнеиндийским языкам и литературе остался В.И. Кальянов (1908 – 2001), впоследствии обвиненный в издании под своим именем трудов репрессированных коллег, научной недобросовестности и антиисторичности переводов.

Возрождение санскритологии в Ленинграде было связано с именем В.С. Воробьева-Десятовского (1927-1956). После окончания университета (1951 г.) он начал работать в рукописном секторе ИВАН, где занимался изучением и описанием индийских и центральноазиатских рукописей на санскрите и сакском языке. Стараниями В.С. Воробьева-Десятовского после долгого перерыва в ЛГУ было возобновлено чтение курсов пали и тибетского языка. Владимир Святославович вел также занятия по санскриту на индийском и вновь открытом тибетском отделениях, преподавал теоретическую грамматику языка хиндустани.

В 1960 г. в штат сотрудников кафедры индийской филологии был зачислен В.Г. Эрман (род. 1928). В 1962 г. по его инициативе впервые после 1935 года на кафедре было открыто отделение, на котором санскрит изучался как основной язык. Для этого были специально разработаны и прочитаны теоретический курс грамматики санскрита, спецсеминары по пракритам, спецкурс по истории древнеиндийской драматургии. В.Г. Эрману принадлежат исследования по древнеиндийской литературе и мифологии, а также переводы и переложения разнообразных памятников – «Мудраракшаса», «Род Рагху», «Махабхарата. Книга VI», «Три великих сказания Древней Индии» (в соавторстве с Э.Н. Темкиным) и т.д.

Весомый вклад в изучение древнеиндийской литературы внесла С.Л. Невелева (род. 1937). Ей принадлежат исследования всех уровней структуры древнеиндийского эпоса, а также переводы пяти книг «Махабхараты» (совместно с Я.В. Васильковым). Я.В. Васильков (род. 1943) стал одним из выпускников первого набора санскритологов в послевоенном ЛГУ. Многие годы он проработал в Ленинградском отделении Института Востоковедения, с 1993 г. заведовал сектором Южной и Юго-Восточной Азии, а в 2005 г. перешел в Музей Антропологии и Этнографии. Помимо активного участия в переводе и публикации древнеиндийских памятников Я.В. Васильков занимается типологическими исследованием эпических и мифологических образов Индии и других регионов, а также историей отечественной индологии.

В настоящее время древнеиндийскими исследованиями в Санкт-Петербурге занимаются также Ю.Г. Кокова (древнеиндийская литература и мифология), С.С. Тавастшерна (древнеиндийская лингвистическая традиция, различные аспекты грамматики языков санскрит и пали, древнеиндийская метрика и поэтика), А.В. Парибок (буддийские тексты, древнеиндийская философия, философия языка), С.В. Пахомов (древнеиндийская культура, философия тантризма), Е.А. Десницкая (древнеиндийская грамматико-философская традиция, индийская философия языка), В.П. Иванов (древнеиндийская философская и лингвофилософская традиция), Е.П. Островская (древнеиндийская философия и культура), С.Х. Шомахмадов (буддийский канон, буддийские теории власти).

 


Cмотрите также:








Новые публикации:

Наши партнеры

Посольство Индии в Москве    Генеральное Консульство Индии в Санкт-Петербурге

СПбГУ
Индийский Информационный Центр
Язык: Русский,  English