ИНДИЙСКОЕ КИНО

Индийское кино - уникальное явление, не имеющее аналогов во всем мировом кинематографе. Несмотря на ощутимое влияние западных кинематографических школ, индийское кино неизменно сохраняет связь с национальными эстетическими традициями, народным театром, классическими танцевальными представлениями. Упрощенный язык кинематографа сделал этот вид искусства доступным самым широким слоям населения, и, несмотря на то, что ежегодно в Индии выпускается до тысячи кинолент, кинотеатры здесь практически всегда переполнены.

Уже через несколько месяцев после премьеры первой картины братьев Люмьер, в июне-июле 1896 года, кино приходит в Бомбей. К 1910 году в стране были построены первые кинотеатры, где для публики демонстрировались иностранные картины. А в 1913 году на экраны вышел фильм Дадасахиба Пхальке «Раджа Харишчандра», принесший режиссеру имя «отца индийской кинематографии» и положивший начало новой эпохи в области массовых зрелищ. Феноменальный успех фильма Пхальке привлек внимание предприимчивых людей по всей Индии, и по примеру Бомбея киностудии стали открываться в других крупных городах: Калькутте, Дели, Мадрасе.

Первые фильмы представляли собой экранизации эпических эпизодов; знакомые с детства сюжеты неизменно привлекали индийскую публику. На смену мифам пришли фильмы на героическую тему, демонстрировавшие отвагу средневековых полководцев и осады крепостей. Под влиянием американского кинематографа во второй четверти XX века индийские режиссеры принялись за создание трюковых фильмов, в которых зрителя поражали невероятные приключения и необыкновенная сила героя, в одиночку справлявшегося с целой армией врагов.

Появляются и фильмы на социальные темы, однако их популярность была значительно меньше. Такие ленты не могли получить повсеместного признания, поскольку при отражении актуальных проблем современного общества неизбежно на первый план выступала специфика жизни того или иного региона или социального слоя. В 30-е годы XX века с появлением звуковых фильмов эта проблема усугубилась: отсутствие общего языка создавало большие трудности для распространения и проката фильма в разных областях страны. Постепенно в Индии был налажен выпуск фильмов на основных языках: хинди, урду, гуджарати, маратхи, тамильском, телугу и пенджаби.

Первый звуковой фильм фильм “Красота мира” (“Алам Ара”) вышел в 1931 году, и индийское кино наводнили песенно-танцевальные номера. На экране стали появляться театральные пьесы. Например, была экранизирована «Индерсабха» («Царь фей»), одна из популярных пьес XIX века, ставившаяся до этого в двадцати вариантах. В картине, снятой по этой пьесе было пятьдесят песен. Отныне индийский фильм без хорошей музыки не мог рассчитывать на хорошие сборы. По сей день выходу киноленты на экраны предшествует выпуск альбома вошедших в него песен. Близостью индийской киноэстетики к театральным традициям объясняются и другие ее особенности: длительность кинолент (до 5 часов), статичность мизансцен, длинные диалоги, неподвижная камера.

Наиболее значимым событием в истории довоенного индийского кино можно считать выход в 1935 и 1936 гг. двух кинолент режиссера П.Ч. Боруа, основанных на романе бенгальского писателя Ш. Чоттопаддхая «Девдас» (на бенгальском языке и на хинди). Помимо использования новых по тем временам кинематографических приемов, фильмы Боруа интересны тем, что во многом предопределили дальнейшие пути развития индийской киноиндустрии.

После обретения Индией независимости начался новый этап развития индийского кинематографа, ставшего национальным явлением. Центральные и региональные власти стали оказывать кинопроизводству финансовую и иную помощь. В 1954 г. была учреждена “Медаль президента” за лучший фильм года и Национальная кинопремия по целому ряду номинаций (лучший фильм, лучший режиссер и т. д.). В 1959 г. в г. Пуна был открыт Институт кинематографии (ставший потом Институтом телевидения и кинематографии). В 1960 г. была учреждена Национальная корпорация по развитию киноискусства, перед которой была поставлена задача способствовать производству качественного кино. В 1961 г. была создана Корпорация финансирования фильмов, призванная оказывать помощь кинопродюсерам.

В эти же годы наметилось разделение индийских фильмов на популярные, приносящие значительные сборы, и т.н. «параллельное», «художественное», или авторское кино, ориентированное на признание деятелей искусства, критиков, зарубежной публики, жюри международных кинофестивалей. В этом отношении показательным оказался 1955 г., ознаменовавшийся выходом на экраны знаменитого «Господина 420» Радж Капура, ставшего на долгие годы «визитной карточкой» кассового индийского кино, и «Песни дороги» Сатьяджита Рая – фильма в духе итальянского неореализма, получившего две премии на Каннском фестивале и множество других наград. В том же году зритель увидел новый фильм о Девдасе, указывающий на еще одно направление развития индийского кинематографа: экранизацию классики (преимущественно, бенгальской). В таких фильмах сочетаются черты массового и параллельного кино.

К концу 50-х годов сформировался «эталон» индийского фильма: протяженностью 3-4 часа с перерывами, содержащий от 3 до десятка музыкальных номеров. Основными сюжетами стали судьба маленького человека, тяжелая женская доля, борьба деревенских жителей с коррумпированными властями и бандитами, приграничные конфликты, путь простого человека к вершинам и подстерегающие его опасности. Немало было снято и красочных исторических и псевдоисторических лент, эталоном для которых стал «Великий могол» (Mughal-e-Azam, 1960, цветная версия - 2004) К. Асифа. Однотипность сюжетов и их решений, «застывание» актеров в одном амплуа ничуть не смущали индийского зрителя: напротив, публика ждала новых инкарнаций полюбившихся персонажей, таких ка «молодой и сердитый» герой Амитабха Баччана или танцор диско в исполнении Митхуна Чакроборти.

В 90-е годы индийские кинематографисты всерьез обратили внимание на потенциального западного зрителя, в первую очередь, индийских эмигрантов (NRI) и их окружение. В результате индийские фильмы обрели идеологию, смысл которой заключается в формировании имиджа страны и в поддержании традиций национальной культуры. Главные герои являются своеобразными проводниками установленной системы: это успешные индийцы, которые произносят лозунги социально-политической направленности, а не только любят и страдают. Наибольшего успеха в этом направлении добились режиссеры из клана Чопра и Каран Джохар («Непохищенная невеста», «В жизни всякое бывает», «Наступит завтра или нет»). Обратили внимание индийские режиссеры и на новые жанры – психологическая драма, триллер, супербоевик. Индийских интеллектуалов привлекли мрачноватые ленты в духе К. Тарантино, снимаемые А. Кашьяпом.

Стоит отметить, что новые индийские фильмы не уступают многим европейским и американским картинам. Однако при всем этом индийские фильмы по прежнему не утрачивают свою национальную самобытность, они все так же отличаются целомудренностью, патриотизмом, музыкальностью, торжеством духовных и нравственных ценностей. Именно поэтому индийский кинематограф близок и понятен многим народам мира. Периодически кинокартины Индии показываются на экранах более 90 стран мира. Даже в США уже открыто более десятка кинотеатров, которые показывают только индийские фильмы.


Cмотрите также:








Новые публикации:

Наши партнеры

Посольство Индии в Москве    Генеральное Консульство Индии в Санкт-Петербурге

СПбГУ
Индийский Информационный Центр
Язык: Русский,  English